Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен.
Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер.
Какие ошибки должны насторожить внимательных родителей
Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д.
3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
4. Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Ошибки, связанные с нарушением письма носят стойкий характер.
Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом.
Корректурная проба
Ежедневно в течение не более пяти минут ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной буквы, потом перейти к двум-трём. Варианты будут самые разные. Например, букву “а” зачеркнуть, а букву “о” обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж.
Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.
Ресурсы : https://sch2032v.mskobr.ru